Звягинцев, Тарковский, Бергман! На письма В.Аллена Бергман не отвечал, а фильм Звягинцева «Возвращение» — по приглашению самого Бергмана — показали на шведском острове Форе, где жил и умер великий режиссер. О секретах режиссера И.Бергмана здесь: http://inpsycho.ru/praktikum/obrazovatelnaya_programma_ponimanie_psixoanaliza_cherez_kino. Андрей Звягинцев про режиссёрское образование и воспитание:
Я не обучался режиссуре, мои университеты — только актёрское ремесло. Наверное, по этой причине ещё в 2003 году, после победы в Венеции моего первого фильма «Возвращение», я был абсолютно убежден, что для того, чтобы научиться снимать кино, достаточно смотреть много важных, событийных фильмов; проще говоря, все шедевры мирового кино, которые прошли проверку временем — только высшая проба создает эталонную меру, она назначает тебе ориентир, который лежит далеко за горизонтом, а не у тебя под носом. Также я был убежден, что не менее важно пройти практический опыт на съемочной площадке, два-три месяца наблюдать за процессом, будучи задействованным в работе над созданием фильма. Так я и полагал, пока вдруг не понял, что очень заносчиво было с моей стороны говорить такое молодым кинематографистам, потому что я совершенно упустил из виду, что восемь лет своей жизни отдал мизансцене, выстраиванию театрального пространства, системе Станиславского. Я был воспитан этой актерской системой и естественным образом попадал в пространство режиссуры, поскольку как актёр работал со многими и невольно наблюдал за их работой. Кроме того, живопись (непременный элемент воспитания взгляда), а в процессе обучения в театральном вузе ты непременно проходишь эту дисциплину от искусства древнего Египта до современного авангардного искусства со всеми остановками. Режиссёру необходимо изучение живописи, нужно интересоваться новыми изобразительными материалами: посещать музеи, листать альбомы живописи, фотографические альбомы. Слушать достойную музыку, потому что именно она воспитывает в тебе гармоническое целое, этот внутренний камертон, который настраивает твой жизненный тон, твой взгляд на происходящее. Одним словом — нельзя сказать, что через два месяца практики на съёмочной площадке и отсмотревши по списку сотню киношедевров, ты можешь называть себя режиссёром. Этот путь будет подлиннее.